Минусинск: Первая волна

Категория: Категория Тэги: Людкевич, Минусинск, Яндекса, волна

Минусинск: Первая волна

28-29 мая в Санкт-Петербурге в конгресс-центре гостиницы «Прибалтийская Park Inn» прошла 10-я юбилейная интернет-конференция - СПИК 2015.

Одной из самых посещаемых секций конференции стала секция, посвященная животрепещущей теме поисковой оптимизации сайтов. Отменены ли ссылки или продолжают работать? Снимать или не снимать? Как уберечься от Минусинска и что делать тем, кто уже был сослан? Ответам на эти вопросы было посвящено выступление Сергея Людкевича, которое открыло работу секции.

Итак, 15 мая 2015 года, точно в назначенную дату, случилось довольно знаковое событие в мире отечественного SEO – начал работать алгоритм Яндекса под названием «Минусинск», направленный на борьбу с так называемыми SEO-ссылками. О предпосылках для его введения я говорил в статье «МИНУСинск, или Империя наносит ответный удар». Сегодня я хотел бы поговорить об итогах первой волны «Минусинска».

21 мая в своем докладе на конференции «Яндекс Вебмастерская» менеджер-аналитик безопасного поиска Яндекса Екатерина Гладких озвучила следующие цифры:

  • Разослано около 9 тысяч писем с предупреждениями о возможных санкциях («писем счастья»)
  • 37% получателей «писем счастья» сняли значительную часть своих SEO-ссылкок
  • Число покупателей ссылок в ТОП-10 сократилось на 12,5%
  • Доля SEO-ссылок в базе Яндекса сократилась на 21,7%
  • 488 сайтов попали под санкции

Таким образом получается, что немногим более 3 тысяч сайтов, начав снимать свои ссылки, уменьшили их общую долю в индексе почти на четверть. То есть, удар был нанесен довольно точно по самым массовым покупателям. Надо сказать, что сокращение доли SEO-ссылок действительно впечатляет. Особенно, если попытаться представить это в количественном выражении. Так, в знаменитом «Мадридском докладе» Яндекса, датированным 2009-м годом, упоминается о 50 миллионах платных ссылок из общего количества в 300 миллионов (доля в 17%). Поэтому сокращение даже 50 миллионов ссылок на 21,7% означает удаление как минимум десятка миллионов из них. А ведь в своем недавнем интервью менеджеру по международному маркетингу Яндекса Мелиссе МакДоналд руководитель поисковых сервисов Яндекса Александр Садовский озвучил вообще ошеломляющую цифру долю платных ссылок на русскоязычном рынке поиска в 74%!

Вспомним также для сравнения, что прошлогоднее объявление о неучёте ссылок в ряде коммерческих тематик московской выдачи в конечном итоге уменьшило долю платных ссылок всего на 14%. Так что реальная угроза получения санкций оказалась гораздо действенней риска пускания денег на ветер.

Кто же является потенциальной жертвой «Минусинска»? Сотрудники Яндекса высказываются однозначно – это сайты с большим количественным или качественным числом SEO-ссылок в своем ссылочном профиле. То есть санкции можно получить сайту даже с относительно небольшим числом входящих SEO ссылок при условии, что они будут составлять значительную часть его ссылочного профиля.

Точность определения SEO-ссылок сотрудники Яндекса оценивают достаточно высоко. В «Мадридском докладе» эта оценка составляла 95%, а в своем последнем интервью Александр Садовский называет уже цифру 99%. Похоже, алгоритм из старого доброго «Мадридского доклада» за это время был усовершенствован.

Вкратце рассмотрим основные классификационные признаки, используемые в этом алгоритме:

  • Seo-text – ссылки с оптимизированными анкорами
  • Seo-topic – тематический классификатор ссылок
  • Seo-out – продавцы ссылок, содержащие много разнотематических ссылок с оптимизированными анкорами
  • Seo-in – покупатели ссылок, у которых много входящих ссылок с оптимизированными анкорами с продавцов ссылок

Признаки довольно несложные, но на мой взгляд, при грамотной реализации весьма действенные для отлова практически всех биржевых ссылок, где исполнение заявок от покупателей поставлено на поток.

Примечательно, что Яндекс опубликовал довольно конкретное определение SEO-ссылки, однозначно указывая на биржевые ссылки и на сам факт платности:

«SEO-ссылка — это ссылка, созданная с целью повлиять на поисковые алгоритмы. Возможность разместить такие ссылки на сайтах-посредниках часто покупают на специальных сервисах — ссылочных биржах или агрегаторах. Поэтому SEO-ссылки часто называют «покупными» или «продажными». SEO-ссылки не улучшают качество сайта и не несут в себе положительного сигнала для ранжирования. Поэтому мы считаем SEO-ссылки поисковым спамом».

Эта формулировка находится в подразделе «Ссылочный профиль» раздела «Обратная связь» Кабинета вебмастера Яндекса:

Однако, на идеологическом фронте борьбы за умы оптимизаторов и вебмастеров, инициативы Яндекса получают вполне ожидаемое противодействие со стороны представителей индустрии ссылкоторговли. Этому способствует ряд предпосылок, о которых я уже упоминал в своей предыдущей статье о «Минусинске»:

  • Индустрия ссылкоторговли имеет огромные обороты и способна выделить ресурсы на пиар-войну.
  • Многие оптимизаторы имеют побочный бизнес по созданию сайтов под продажу ссылок.
  • Ссылочный бюджет – очень удобная для оптимизаторов форма взаимоотношения с клиентами, консалтинг продавать гораздо сложней.
  • Многие оптимизаторы просто не готовы к другим методам продвижения.

Активисты со стороны индустрии ссылкоторговли в многочисленных дискуссиях на отраслевых форумах аргументируют так - дескать, не в первый раз пугают. И действительно, все предыдущие попытки Яндекса повлиять на развитие индустрии ссылкоторговли с помощью увещеваний и слабеньких угроз потерпели полное фиаско. Это – во-первых. Во-вторых, даже если Яндекс на этот раз настроен более серьезно, то «всех не перевешают», а ограничатся показательной поркой нескольких несчастных, а остальных не тронут. И поэтому риски ухудшения позиции сайта в выдаче, вследствие снятия ссылок, гораздо выше рисков получения санкций.

Представители же крупных игроков рынка ссылкоторговли – ссылочных бирж и агрегаторов – уже дружно отрапортовали о «вскрытии» алгоритма «Минусинск» на основе анализа ссылочных профилей первых пострадавших сайтов, и о корректировке стратегий закупки ссылок. Родился даже забавный оксюморон «Покупка естественных ссылок».

Поэтому оптимизаторам очень непросто свыкнуться с мыслью, что от платных ссылок надо отказываться. И Яндексу придется сильно постараться, чтоб достижения первой волны «Минусинска» не оказались единственным результатом, которого удалось добиться, и более того, не оказались «отыгранными» ссылкоторговцами.

Для этого Яндексу, на мой взгляд, необходимо сделать упор на две вещи. Во-первых, не допустить потери темпа. Одноразовая показательная порка – наихудший вариант в плане психологического эффекта. Во-вторых, при этом нужно действовать предельно аккуратно, не допустив ухудшения позиций тех сайтов, кто поверил Яндексу и начал снимать SEO-ссылки. Ухудшение позиций может спровоцировать обратный эффект – люди будут просто поставлены в безвыходную ситуацию, и риск санкций в Яндексе будет представляться им меньшим злом, чем гарантированная потеря позиций в Яндексе да еще в придачу и в Google.

Что касается вообще самой возможности нахождения в топе поисковой выдачи без SEO-ссылок, то этот вопрос, безусловно, очень волнует оптимизаторов, плотно подсевших на ссылочную иглу. И тут уже непонятно, собака виляет хвостом, или же хвост собакой, SEO-ссылки помогают сайтам находиться в топе, или же просто у всех, кто в топе, есть SEO ссылки только потому, что так принято. В упоминавшемся уже мною докладе c «Яндекс Вебмастерской» Екатерина Гладких продемонстрировала слайд, свидетельствующий об уменьшении доли покупателей SEO-ссылок в топ-10 выдачи:

Значит, такие сайты в топе есть. Правда, на данный момент, когда «Минусинск» еще только начинает бороться за умы оптимизаторов, эти сайты надо действительно хорошенько поискать. Тем не менее, мне удалось найти подобные примеры как в московской выдаче (тематика «Двери»):

Так и в региональной (туристическая тематика, регион Тула):

 

У московского сайта достаточно большое количество входящих ссылок, но идут они всего лишь с 43 доменов, то есть это, в основном, так называемые «сквозняки», как правило, склеивающиеся по силе эффекта в одну ссылку. Ну, а региональный сайт вообще практически не содержит входящих ссылок, правда, следует отметить, что и конкуренция в регионах не такая острая.

Ну, и потери темпа Яндекс, похоже, старается не допустить, и в своем интервью Мелиссе МакДоналд Александр Садовский упоминает о второй волне «Минусинска», которая должна затронуть уже тысячу сайтов. Эта волна была запущена 27 мая, всего через 12 дней после первой. Так что темп взят достаточно высокий, и я рекомендую тем, кто не хочет пополнить ряды «утопленных» Минусинском сайтов, начать снимать SEO-ссылки. А высвободившиеся бюджеты пустить на развитие сайта, в первую очередь на улучшение коммерческих факторов ранжирования (подробнее смотри в моих статьях «Коммерческие факторы. Доверие» и «Коммерческие факторы ранжирования. Взаимодействие с пользователем». А тем, кому уже не повезло в первую и вторую волны, рекомендую снимать SEO-ссылки в полном объеме и как можно быстрей, затягивание этого процесса в надежде, что «само рассосется», что достаточно почистить немного мусора, просто банально удаляет вас от снятия санкций.

 

Статья подготовлена Сергеем Людкевичем и впервые представлена на сайте www.searchengines.ru/articles/minusinsk_perva.html .
 

Ваша заявка успешно отправлена.
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения деталей.

Сообщение отправить не удалось. Попробуйте позже

Отправка...

Ваша заявка успешно отправлена.
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения деталей.

Сообщение отправить не удалось. Попробуйте позже

Отправка...

Ваша заявка успешно отправлена.
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения деталей.

Сообщение отправить не удалось. Попробуйте позже

Отправка...

Ваша заявка успешно отправлена.
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время для уточнения деталей.

Сообщение отправить не удалось. Попробуйте позже

Отправка...